Статья по психологии «Психологические особенности детских страхов»

Материалы Всероссийской недели психологии образования Дата публикации: Каждый психолог знает, что делать с ребенком, который боится темноты или контрольных. Игры, рисунки, песок, пластилин … — арсенал специалиста воистину огромен. Однако большое значение в успешном преодолении страхов имеет конструктивная позиция родителей. Для решения проблемы детских страхов психологу важно понимать, какие семейные факторы приводят к их появлению или стабилизации и какие рекомендации можно предложить родителям в зависимости от того, какие семейные факторы усугубляют детские страхи. Страх — эмоциональная реакция на опасность, возникающая при восприятии человеком ситуации или объекта как угрожающей его спокойствию и безопасности Л. Ибахаджиева, переживание страха может быть вызвано как реальным объектом, так и нереальным, воображаемым. В отечественной психологии принято делить детские страхи на витальные и социальные такой классификации придерживаются А. Отметим, что в современных исследованиях можно встретить и более детализированные классификации. Кочетова выделяет следующие виды страхов:

страхи у детей дошкольного возраста — побеждаем вместе

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира. Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов: От рождения до полугода.

Итак, все детские страхи психологи разделяют на возрастные и патологические, и анализ страхов – прекрасная диагностика.

Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз. Часто ритуалы шокируют окружающих. Страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью.

Также условно страхи можно разделить на две большие группы"врожденные" и"приобретенные".

Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе Психологи века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [7, с.

Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [17, с. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: В лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства.

О некоторых особых страхах, возрастных и тематических. 9 ноября по детской психологии, работает с приемными детьми, семьями.

Большая часть страхов вызвана возрастными особенностями и со временем проходят. Детские страхи являются неотъемлемой часть возрастного периода, и если к ним правильно относиться, то постепенно они исчезают. Сохранение страхов длительное время и их болезненное проявление свидетельствуют или о слабости нервной системы ребенка, неправильном поведении родителей, наличие страхов у самих родителей или о конфликтных отношениях в семье.

Страх, по определению А. Изарда, следует различать страх и тревогу. Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия 3. Ильин отмечает, что человек является биологическим существом, для которого состояние страха является необходимым, так как позволяет ему выживать в природных условиях.

Но человек является и социальным существом, для которого страх мешает достичь поставленных целей 4. Страх возникает в ответ на угрозу со стороны какого-либо стимула.

Детские страхи

Но страхи у нас с ними общие. И всё же дети переживают страхи иначе и поддержка от взрослых им нужна определённая в определённом возрасте. Данная статья опирается на научные труды, основанные на обширных исследованиях. Поэтому предлагаю принять во внимание приведённые выводы и, как всегда, принять то, что нужно именно вашей семье. В норме детские страхи обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Причем для каждого возрастного этапа присущи свои страхи. поэтому ребенку необходима помощь специалистов (психотерапевта, психолога), а так.

Детские страхи Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни ребенка, как и радость, гнев, удивление. К счастью, настоящее чудо детства заключается в том, что дети, как правило, быстро вырастают из своих страхов благодаря огромным внутренним источникам надежды, здравомыслия и способности к самосохранению.

Как ни странно, но в большинстве случаев детские страхи возникают по вине самих родителей и вызваны семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, а иногда просто родительской невнимательностью. Не менее распространены так называемые внушенные страхи. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у детей чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Чаще подвержены страхам дети из неполных семей, из конфликтных семей, единственные дети в семье. Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, пофантазировать, обычно способствует уменьшению фобий.

Детские страхи: какие существуют пути для их преодоления?

Известны рефлекторные инстинктивные реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю равновесия опоры , а также приближение большого предмета. В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде вызывают реакции, напоминающие страх. Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

Беспокойство тревогу во второй половине первого года жизни . связал с опасностью отделения от объекта матери как источника опоры, подчеркнув его дальнейшее влияние на некоторые страхи, в том числе страх одиночества.

Количество школьных страхов с возрастом уменьшается и уже в младшем Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы.

Арт-терапия Арт-терапия успешно применяется при коррекции многих детских страхов. Эффективность применения арт-терапии в форме рисования страха и последующей работы с рисунком достаточно высока. Лучше, если задание нарисовать страх даст посторонний и доброжелательно настроенный человек [66]. Захаров отмечал, что рисование страха эффективно для коррекции страхов, порожденных воображением, а также страхов, вызванных давно произошедшими травмирующими событиями например, давно случившимся укусом собаки [63].

По его мнению рисование страха не дает должного результата, если такое событие произошло недавно [63]. Коррекция детского страха методом арт-терапии состоит из следующих этапов [67]: Выстраивание доверительных отношений между психологом и ребенком; Ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится; Беседа по рисунку. Ребенку предлагают полюбить нарисованный предмет. Например, если страх вызывает кикимора , то ребенку предлагают подумать, что бы хотела она получить на свой день рождения.

Ребенок начинает понимать, что кикимора пугает детей не со зла, а от жизненных трудностей и начинает ей сочувствовать. Выбор средства рисования зависит от возраста ребенка, хотя рекомендуется предоставить ребенку возможность выбора средства рисования страха [66]. В арт-терапии используется не только рисование, но и лепка отрицательных героев [62].

Детские страхи: причины возникновения и особенности психолого-педагогической коррекции

Я долго не могла найти ответа на вопрос, что лежит в основе всех этих, на первый взгляд, разноплановых болезней. Почему долгое лечение порой не дает стопроцентного результата? Наконец, после многочисленных поисков и экспериментов, я поняла, что все эти болезни лишь следствия, подобные кроне раскидистого дерева, а корень один — страх, заложенный в раннем детстве. Он гложет человека изнутри, из подсознания, не давая возможности радоваться жизни.

Подавляющее большинство страхов у детей, или иной степени, обусловлены возрастными . Подготовила педагог - психолог Антонова В. Г.

Чем помочь Чего боится ребенок Детские фобии дошкольного возраста считаются вполне нормальными. Психологи для каждого этапа взросления детей выделяют т. Причины, помогающие развитию боязни и фобии у детей, зависят от личности маленького человека, приобретенных и врожденных качеств его психики. Также их развитию помогает детский психолог.

Если маленький мальчик или девочка растут в благополучной обстановке, большинство детских страхов у таких детей проходит с возрастом. Но иногда происходит их накопление, и тогда страхи не дают детям нормально развиваться.

Михаил Лабковский - Наши страхи

Жизнь без страха не только возможна, а полностью доступна! Узнай как это сделать, кликни здесь!